В 1900 году на Байкале были построены первые суда – паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» для обеспечения сквозного движения по Транссибирской магистрали. Когда в конце XIX века началось строительство Транссиба, все понимали, что он станет важнейшей дорогой страны. Но открытие сквозного движение от Москвы до Владивостока было невозможно, пока не построили КБЖД, уникальную в мире Кругобайкальскую железную дорогу.
В 1895 году по предложению министра путей сообщения князя Михаила Хилкова начали строить паромную переправу через озеро Байкал и заключили контракт на 80 тысяч фунтов стерлингов с английской компанией «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и Ко» на изготовление парома-ледокола. Через год ледокол в разобранном виде доставили в село Лиственичное, а через три года сборки, 17 июня 1899 года, его спустили на воду.
Пока части ледокола «Байкала» еще доставляли из Англии, комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола для выполнения вспомогательных функций. Уже 15 июля 1899 года по железной дороге из Ревеля (Таллинн) на Байкал доставили части второго ледокола. 4 августа он получил имя «Ангара». На сборке были задействованы 290 рабочих. 25 июля 1900 года ледокол был спущен на воду.
Командиром парома во время испытаний и первых рабочих рейсов был начальник сборки ледоколов Вацлав Заблоцкий, а первым капитаном ледокола стал Иоганн Мазур. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году «Ангара» и «Байкал» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая, а в годы Русско-японской войны эта переправа вообще являлась единственной «связной» Сибирской магистрали.
Какова же дальнейшая судьба ледоколов? Увы, но «Байкал» сгорел во время Гражданской войны от попадания снаряда белогвардейцев. А последние навигации с участием ледокола «Ангара» закончились в 1962 году. И вот здесь началось самое непонятное.
Несколько лет «Ангара» обрастала водорослями, поскольку руководство Восточно-Сибирского пароходства не могло решить, что с ним делать. Лимнологический институт просил ледокол под плавучую гостиницу, но ему отказали. В конце концов, его передали в ДОСААФ, но «Ангаре» от этого лучше не стало. Только благодаря бывшему председателю Иркутского горисполкома Николаю Салацкому и возглавляемому им отделению Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры «Ангару» в 1988–1990 годах подняли, осушили, отреставрировали и отбуксировали в микрорайон Солнечный.
30 марта 1991 года состоялось торжественное открытие музея «Ледокол «Ангара». Но вскоре опять начались тяжелые времена, когда здесь находились хорошие, но небогатые люди, которые не могли содержать ледокол. В 2015 году его вернули в областную собственность. Теперь это отдел Иркутского краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского, и каждый из нас может побывать на ледоколе с экскурсией. Иркутск же может гордиться, что ледокол «Ангара» – самый старый в мире, сохранившийся до наших дней.