Когда ты подходишь к этому особняку, то просто замираешь. Когда-то здесь жила семья купца первой гильдии Александра Федоровича Второва, который был очень богат не только по иркутским, но и по московским меркам.
Владелец торговых домов Иркутска и Томска, Верхнеудинска и Читы, учредитель товарищества «А. Ф. Bторов с сыновьями». Именно дети и продолжали строить его бизнес-империю до самой революции. Старший сын, банкир и промышленник Николай, за свою деловую хватку был прозван Русским Морганом, о нем сняла фильм иркутский режиссер Анастасия Зверькова, работал в Томске и Москве. Младший Александр поддерживал бизнес в Иркутске.
Потрясающий по роскоши особняк был построен в 1897 году на углу Ивановской (Пролетарской) и Большой Трапезниковской (Желябова) улиц. Фамилия архитектора не дошла до наших дней, но то, что это был столичный заказ, никто не сомневается. Постройка выполнена в псевдорусском барокко, характерном для архитектуры каменных зданий Иркутска конца XIX века.
Говорят, что это здание несет в себе много тайн.
Во-первых, здесь проходили балы с участием самых известных иркутян, а зал был украшен венецианскими стеклами, такими же, что сохранились в малом зале.
Во-вторых, если повернуть налево перед входом в круглый кабинет, то в стене будет дверь, за которой находится узкая винтовая лестница на самую верхнюю точку здания. Говорят, что раньше она была не только наверх, но и вниз, уходя в купеческое подземелье, по которому можно было уйти на соседнюю улицу Медведниковскую (Халтурина).
В-третьих, если стоять в актовом зале спиной к сцене, то под самым потолком можно увидеть решетку. Жена Александра Второва переболела оспой и во время балов наблюдала за гостями с закрытым лицом именно оттуда.
После 1917 года жизнь в особняке стала совсем другой. Здесь проходил первый общесибирский съезд Советов, на котором был создан Центральный исполнительный комитет Советов Сибири (Центросибирь). С 1937 года здесь слышны детские голоса, так как здание отдали под Дворец пионеров и школьников (сейчас – Дворец детского творчества). Один из старожилов дворца рассказывал, что в 1970-е годы в Иркутск приезжал потомок Второва и приходил в особняк. Он одобрил, что настоящий дворец архитектуры отдали под дворец детства, сказав, что строители и владелец здания были бы совсем не против этого.
В конце 1970-х провели реконструкцию дворца. Его одели в мрамор, появились зимний сад, мозаичные панно, витражи малого зала. Художники Владимир Тетенькин и Владимир Гончар переписали заново плафоны актового зала, теперь на них – юные художники, кукольники, актеры, музыканты, танцоры, барабанщики, горнисты, космонавты и геологи.